Культурно-Просветительное общество "Хапкидо-Украина"
Центр ХАНКИДО-ХАПКИДО
Официальное представительство
Европейской федерации хапкидо в Украине
хапкидо hapkido ханкидо

Хапкидо, ханкидо
ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ
Интегральная программа психофизической поддержки человека на основе древнекорейских оздоровительных и боевых систем.

Корейские мастера о себе и боевых искусствах.

Мы продолжаем знакомство с материалами «Корейские мастера о себе и боевых искусствах» и предлагаем Вашему вниманию беседу с Грандмастером Ли Джу Банг.

Грандмастер Ли Джу Банг относится к первой «волне» учеников основателя хапкидо Чхве Йонг Соля. Мне приходилось читать о нем, как об основателе современного корейского боевого искусства «Хварангдо» во многих справочных изданиях, но когда прочел интервью с ним в журнале «BLACK BELT» (автор Хьюнг Мин Джун), то пришла мысль познакомить с ним русскоязычного читателя.

Ли Джу Банг живой свидетель развития современных корейских боевых искусств.

На его глазах происходило становление хапкидо, кук суль вона и других искусств на послевоенном пространстве Южной Кореи.

Он воспроизводит историческую картину как возникновения боевых искусств в древней Корее, так и их возрождение после Второй мировой войны, взаимоотношения между мастерами, и самое главное, он лично рассказывает о том, что его подвигло создать новый стиль, названный ХВАРАНГДО (HWA RANG DO), и в чем специфика этого боевого искусства.

Беседа с Грандмастером Ли Джу Банг.

- Что лежало в основе возникновения корейских боевых искусств?

- Фактор возникновения боевых искусств в Корее уходит в прошлое на 5000 лет, в период формирования страны, под названием Ко Чосан (Старый Чосан). В тот древний период люди направляли усилия на сохранение целостности своей страны и защиты себя от врагов и животных.
Корейский полуостров отличался пересеченной местностью и располагался между Китаем и морем, а люди, живущие там, были вынуждены развивать мощные боевые искусства.
Корея подвергалась агрессии чаще, чем любая страна Азии, но ни разу не была завоевана. Даже Японии, которая в течение более трех десятков лет оккупации пыталась уничтожить нашу культуру, это не удалось.

- Давайте перенесемся в эпоху Трех Королевств, когда, видимо, был наибольший расцвет корейских боевых искусств.

- Да, период Трех Королевств начался более 2000 лет назад. Сюда входили три государства Пэкче(18г. до н.э. - 661г. н.э.), Когурье (37г. до н.э. - 668г. н.э.), Силла (57г. до н.э. -660г. н.э.). У каждого из этих королевств был свой глава, армия и методы ведения боевых действий.
Поскольку каждое из трех королевств соперничало за превосходство на полуострове, им приходилось развивать совершенные боевые системы, позволяющие их воинам одерживать победы на поле битвы. Культура хварангов была рождена в королевстве Силла.

- Воины хваранг были самыми знаменитыми в Корее. Как они были организованы?

- Воины хваранг были героями древней Кореи. Об этом у нас знают даже школьники начальных классов. Период Силлы, как династии объединенных государств Силлы, является наиболее продолжительной цивилизацией в нашей истории, и воины хваранг были потомками Силлы, подобно рыцарям средневековой Европы. Они были организованы в отряды численностью от 300 до 5000 молодых людей. Их называли хваранг до (последователи хваранг). Слово «до» в этом случае подразумевало «последователь», а не «путь», как думают многие исследователи боевых искусств.

- Пожалуйста, объясните термин «Хваранг».

- Это слово состоит из двух китайских иероглифов, произносимых по-корейски.
Первый иероглиф «хва» означает «цветок», второй – «ранг» обозначает древний титул принадлежности молодого человека к знатному роду. Два эти понятия выражают мнение, что благородный юноша, расцветая, обретает мощь человечества. Это обозначает, что благородный юноша, проходя, испытания, обретает силу могучего воина.
Хочу пояснить: хваранг – это были не просто молодые люди, которые появлялись там, где возникали конфликты между королевствами, прежде всего они проводили много времени развивая, свои способности на ментальном, физическом и духовном уровнях. Отряды хваранг уходили в горы или размещались у реки, тренируя то, что им могло пригодиться, как в ратных делах, так и то, что было нужно благородному человеку в повседневной жизни: мораль, мудрость, эмоциональная сдержанность, уважение закона, послушание, понимание чести. Их тренинг позволял им понимать человеческую природу и развивать боевые искусства. Они стали стандартом воинского формирования Силлы в период владычества короля Чингуна в 540г.н.э.
Легендарный буддистский монах Вон Кванг Бопса дал воинам хваранг пять сводов закона о поведении. Именно хваранги позволили королевству Силла победить Когурье и Пэкче и объединить Корею в единое государство.
Позже система хварангов распространилась и в Японии, дав там рождение самурайскому сословию.

- Как влияла на формирование характера воинов хваранг их подготовка?

- Подготовка хварангов была направлена на развитие человеческой сущности, которая использовала максимум своих потенциальных возможностей. Вы слышали о потенциальной и кинетической энергии?
Потенциальная энергия подобна каменной глыбе, расположенной на высоком утесе. Она бесполезна, пока кто-то или что-то не столкнет эту глыбу с утеса. Когда каменная глыба падает, она обретает кинетическую энергию движения. Она может разрушить все, что попадется на ее пути. Подобное относится и к человеческому бытию. Большинство людей имеют огромные потенциальные возможности, но если определенные события или обстоятельства не стимулируют эти возможности, то люди их никогда могут не использовать.
Посмотрите на полных людей, живущих в Америке, которые предпочитают проводить время за видеоиграми, нежели выполнять какие-нибудь физические упражнения. Им следует быть хорошими атлетами, но они к этому не стремятся.
И никто не направит их по правильному пути. Школа хваранг указывает, что делать. Благородная молодежь развивает себя под руководством специалистов по широкому диапазону наук. Представьте себе человека, который может выполнять работу врача, поэта, музыканта, убийцы, генерала, историка, священника, госслужащего. Именно этому качеству учит система хваранг. Ученики хваранг посвящают огромное количество времени развитию боевых искусств, где постигается каждый их аспект.
Здесь изучают удары руками и ногами, запирание суставов, броски, развитие внутренней энергии, воздействие на точки акупрессуры, акробатику, методы падений, езду на лошадях и владение108 видами холодного оружия.

- Они еще что-нибудь изучают?

- Они изучают нетрадиционную медицину, которую можно было использовать в случае получения ран во время боевых действий или тренировок. Эта часть подготовки включала вправление костей, акупрессуру, акупунктуру, лечение травами и упражнения на развитие «ки» (внутренней энергии). Их медитативная практика давала ментальную силу, которая была необычной для сегодняшних условий жизни. Они могли выдержать сильную боль и продемонстрировать непостижимую умом ловкость. Они как прекрасно разбирались в боевых искусствах, так же и создали поэтический стиль «хьянг га». Они были настоящими представителями «Ренесанса».

- Что случилось с воинами хваранг после падения династии Силла?

- Генерал хварангов по имени Вангум взял власть в стране и переименовал ее в Корье. Это был период с 936г. до 1392г. Система хваранг продолжила свое существование под разными названиями, такими как «кук со до» и «пунг воп до». Эти названия носили окончание «до», что означало «последователь». В Корейском языке много слов с одинаковым звучанием, но с разными значениями. Таким образом, это окончание не означает то, что в каратэ-до, таеквондо, хапкидо. В названиях этих боевых искусств «до» означает «путь».

- Как такое суждение повлияло на изучение этого искусства?

хварангдо hwa rang do -Когда люди слышат «хва ранг до», то им следует понимать, что речь идет о последователях хваранг, а не о боевом искусстве хварангдо. Без знания китайских иероглифов, люди часто не понимают корейские омофоны. Поэтому, используя слово «хварангдо», я указываю, что это последователи «хваранг». И как ранее упоминалось, «ранг до» - это были солдаты-последователи генералов хваранг. Таким образом, это слово может означать «солдаты хваранг», «последователи, ученики». А боевое искусство Хварангдо - это совершенно другой термин. Далее в нашей беседе мы еще уточним эти понятия.

- Вернемся опять к истории…

- В 1392г. другой генерал хварангов Йи Сунг Джи упразднил Корье и создал королевство Чосан, которое так же известно, как династия Йи (Ли). Так продолжалось до 1910г.
Этот период ознаменовался падением популярности боевых искусств в Корее. Это было вызвано тем, что король Таджонг понимал, что отряды хварангов представляют своим существованием угрозу его верховной власти, поскольку два предшествующих ему короля были свергнуты генералами хварангов. Поэтому он объявил, что войска хварангов должны быть под непосредственным контролем центрального правительства, он лишил местных военоначальников независимости, а государственной религией утвердил Конфуцианство.

- Как конфуцианство повлияло на развитие боевых искусств?

- Это относится к тому, что очень важно, чтобы все изучающие традиционные боевые искусства понимали, что тогда произошло.
Буддистские монахи много сделали в деле развития боевых искусств в Восточной Азии.
Давайте посмотрим на Шаолиньский монастырь в Китае. Даосы так же имели свои системы самозащиты. Конфуцианство так же во многом способствовало успеху системы хварангов, но только на моральном уровне. Если вы посмотрите на пять заповедей Вон Кванг Бопса, то будет заметно, что эти правила очень схожи с наставлениями Конфуция о необходимости приветствовать сыновье благочестие, лояльность к своему королю, быть честным между друзьями. Последняя из пяти заповедей является аналогом буддистского предписания, запрещающего необоснованное убийство. Четвертая заповедь, не позволяющая отступать на поле боя, наделила хварангов и их последователей впечатляющей храбростью и силой. И в то же время классическое конфуцианство подняло важность изучать академические дисциплины, однако с пренебрежением относилось к необходимости самосовершенствования с помощью боевых искусств. Фактически конфуцианство традиционно делило общество по четырем уровням. По шкале значимости на первом месте считались ученные, за ними следовали крестьяне, ремесленники, торговцы. Солдаты даже не считались частью общества.
Таким образом, можно сказать, что конфуцианство оказало влияние на боевые искусства, когда стало государственной доктриной.

- Что случалось с членами хваранг, если они не подчинялись указам короля Таджонга?

- Многие из них ушли в горы и другие отдаленные места Кореи. Они жили странствующими отшельниками, посвящая себя изучению духовности, передавали свои огромные знания в областях религии, боевых искусств, врачевании только нескольким отобранным ученикам.
Король Таджонг потребовал от генералов хваранг поставить их солдат под его непосредственное командование, подразумевая, что солдаты больше не подчиняются своим наставникам. Эта ситуация вызвала глубокое отвращение генералов к королю, и многие из них навсегда покинули общество. В то же время правительство поддерживало традиции боевых искусств в целях защиты страны: оно даже согласилось издать учебник по боевым искусствам «Му Е До Тонг Джи». Однако в это время знания хварангов передаются в секрете только от учителя к ученику. В результате большая их часть была потеряна. Причиной тому было то, что не все мастера могли найти себе достойных учеников и уносили знания с собой в могилу. Огромное количество боевых искусств хварангов начало исчезать. Это послужило началом конца Корейской золотой эпохи.
Век династии Йи (Ли) закончился в 1910г. С 1910г. по 1945г. Корея была оккупирована Японией.

- Что происходило с корейскими боевыми искусствами в это время?

- То время было уничтожающим для Кореи и не только по отношению к боевым искусствам. Все, что было связано с Корейской культурой, было подвергнуто «ревизии». Японцы принуждали корейцев говорить в общественных местах по-японски, одеваться на японский манер, проповедовать все японское при любых обстоятельствах. Мы были вынуждены вести себя, как японцы, и все же они относились к нам, корейцам, как к недочеловекам. Все, что представляло корейские традиции, было запрещено. Это относилось к национальной одежде, языку, правописанию, боевым искусствами, даже корейские имена были вне закона. Японцы убивали сотнями тысяч инакомыслящее гражданское население, было распространено похищение людей, насилие над женщинами, была попытка переписать корейскую историю, выставить нас перед японцами, как людей низшего сорта, они старались уничтожить нашу индивидуальность, заставляя нас жить в рабстве.

- Как это отразилось на корейских боевых искусствах?

-Излишне говорить, что каждого, кого заставали за изучением или преподаванием традиционных корейских боевых искусств, ждала тюрьма. В последние годы правления династии Йи боевые искусства были в упадке, однако японская оккупация почти полностью уничтожила то немногое, что оставалось. Те, кто хотел официально изучать или преподавать искусства, были вынуждены практиковать японские стили каратэ, дзюдо или кендо. Некоторым мастерам повезло: им удавалось преподавать свое искусство или в тайне, или, живя в отдаленных районах Кореи, где их не могли найти японцы. Этим воспользовались последователи хварангов, живя в горах.

- Давайте на время отклонимся от обсуждаемой темы и поговорим о вашем начале занятий боевыми искусствами.

- Свои первые шаги в боевых искусствах я начал под руководством моего отца, который изучал дзюдо и кендо в период оккупации. Я начал заниматься (вместе с братом) как только смог уверенно ходить. Но настоящее мое обучение началось немного позже, под началом монаха, который был последователем живой эстафеты передачи знаний воинов хваранг. Он был «доса», т.е. «наставник пути». Китайцы используют это понятие для названия даоских мастеров, а корейцы так называют странствующих монахов-отшельников, которые изучали три главные корейские религии: Буддизм, Даосизм и Конфуцианство. Моего наставника звали Су Ам Доса – 57 патриарх линии учения хварангов. Его боевое искусство называлось «ум ян квон». Оно состояло из сочетания мягких и твердых техник, которые включали в себя удары руками и ногами, воздействие на суставы, броски, акробатику, борьбу, развитие «ки» и владение огромным количеством оружия. Как раз перед Второй Мировой войной наш отец отдал меня и брата в храм Сукванг около города Анбьюнган, провинция Хам-Нам, которая сейчас является частью территории Северной Кореи. Он попросил Су Ам Доса принять нас двоих, в качестве его учеников, и мы стали единственными его последователями. Это был 1942г, мне было тогда 4 года, моему брату Ли Джу Санг – 5 лет.

- Итак, система, которую вы унаследовал от Су Ам Доса, не было хварангдо?

- Именно так. Я унаследовал боевую систему хварангов, которая называется ум ян квон. Помните, что хварангдо, как боевое искусство не было 2000 лет назад. Я использовал это название, чтобы идентифицировать это новое искусство в 1960г. Вполне возможно, что не все генералы хварангов и последователи ранг до, практиковали одни и те же боевые искусства, однако до меня никто не заявлял о каком-либо боевом искусстве хварангов, что доказывает, что только высшая жизненная линия воинов хваранг вышла из ум ян боевого искусства. Другие, кто поднимал этот вопрос после меня, лгут.

- Из чего складывалась ваша подготовка в ум ян квон?

- Типичный тренировочный процесс с моим учителем заключался в работе целый день, в отличие от занятий в настоящее время. Мы занимались каждый день: подъем в 5 утра, разогрев и тренировка в течение часа, приготовление завтрака и работа на нашего хозяина. Уборка до 8 утра и тренировка с хозяином 3-4 часа: приготовление еды и обед; короткий часовой сон, опять 4 часовое занятие с учителем, а потом приготовление ужина. После мытья посуды Су Ам Доса учил нас искусствам «шин гон» (ментальная подготовка) и «суль» (врачевание).

- Когда Су Ам Доса вручил Вам с братом черные пояса по ум ян квон?

-Со своего возникновения боевые искусства хварангов по своей организации отличались от современных стилей. Ум ян квон был тренировочным процессом без поясных градаций. Наша подготовка включала в себя многие дисциплины. Су Ам Доса учил нас как развить способности в ударе ногами и руками, прыжках, падениях, костоправстве, переломах суставов, удержаниях, удушении, борьбе, акробатических прыжках, бросках, ударах по чувствительным точкам на теле человека, акупрессуре, в управлении «ки». Мы учили 260 элементов защиты с 4000 их вариаций. Мы изучили 10 видов традиционного оружия, каждый из которых имеет 20 подвидов. В дополнение Су Ам Доса учил нас искусству разведчиков хваранг «суп са» (умение быть незаметным). И однажды, когда мы овладели этими науками, мы были признаны мастерами.

- Как повлияла Корейская война 1950г. на ваши занятия?

- Моя семья и Су Ам Доса переехали в Сеул в 1948г. Мой учитель построил себе дом на горе О-Дас, живя в одиночестве в своем йанг ми ам (отшельничестве). Некоторые монахи были так погружены в свое ментальное и духовное развитие, что они оставили мир, выбрав жизнь в одиночестве, где они могли продолжать развивать свои искусства. Я и мой брат тренировались с ним каждый день, пока моя семья не переехала в 1950г., дальше на юг страны.

- Существует много мнений о том, что происходило с боевыми искусствами Кореи после Второй Мировой войны. Было суждение, что до оккупации Японией в Корее было много стилей и они только внешне были изменены, после освобождения страны. Как произошло с более известными стилями таеквондо и хапкидо.

- Давайте сразу определимся с этим вопросом. Некоторые представители таеквондо говорят, что их искусство пришло от стиля Су бак, который практиковали в королевстве Корье. Другие говорят, что в основе таеквондо лежит стиль тае кьон.
Тае кьон – это мягкий стиль борьбы ногами, который практиковали в позднем периоде династии Чосан. И вот в чем реальность: в период японской оккупации многие корейцы были вынуждены изучать каратэдо, которое в Корее называлось «конг су до» или «танг су до». Многие из этих людей стали мастерами каратэ и основали семь «кванов» - Сон Вьюнг Ин основал стиль «Ю му кван», Хванг Ки – «Му до кван», Ро Бъёнг Джик – «Сонг му кван», Ум Юн-Кью – «Чунг до кван», Ли Нам Сук – «Чэнг му кван», Ли Джонг Ву – «Джи до кван» и Чой Хон Хи – «О до кван».
В 1964г. эти люди объединились и конг су до, танг су до и таеквондо были собраны под единое знамя таеквондо.
Генерал Чой Хон Хи в то время имел большую политическую власть и его федерация все время пополнялась новыми членами. Объявив таеквондо национальным боевым искусством, корейцы были отождествлены с ним. Таеквондо стало объединением национального духа на послевоенном пространстве страны.

- Были ли еще какие-либо причины широкого развития таеквондо?

- Президент Пак Чунг Хи принял решение развивать таеквондо, как национальный вид спорта, в начале семидесятых. После того, как в результате противоречий с существующим режимом, федерация таеквондо (ITF), возглавляемая генералом Чой Хон Хи вынуждена была передать эстафету другой организации: Всемирной федерации таеквондо (WTF), последняя возглавила этот спорт уже, как олимпийскую дисциплину.
В 1968г. президент Пак поручил Джи Хан Дже и мне унифицировать все корейские боевые искусства.
Целью Пака было создать две уникальные организации по боевым искусствам: одну - спортивного направления, другую – прикладного характера. Однако, по причине большой разницы между стилями боевых искусств, наши усилия оказались безуспешными. В результате я покинул Корею, чтобы развивать хварангдо в США.

- Как развивалось хапкидо в Корее?

- По этому вопросу существует полемика, поскольку есть люди, которые не принимали участие в развитии этой системы, ходили только рядом и делали вид, что это искусство они создали.
Абсолютной правдой о хапкидо является то, что развитие этого стиля началось в Корее под названием «дае донг рю ю суль», что является аналогом японского названия «дайто-рю йавара» или «дайто-рю дзю-дзюцу», что в переводе означает «мягкие искусства великого восточного стиля».Чхве Йонг Соль, которого считают основателем хапкидо, был слугой у одного из величайших мастеров боевых искусств – Такеда Сокаку. Чой был доставлен в Японию из оккупированной Кореи и оставался там до конца войны. Такеда был глава школы дайто-рю йавара. Важно, чтобы читатели понимали, что по-японски «Йавара» и «дзю-дзюцу» - это одно и тоже. Китайский же иероглиф идентичен японскому, но произносится по-другому.
Любитель дзю-до Су Бок Суп был первым учеником Чоя. Как-то Су стоял на галерее в помещении пивоваренного завода, хозяином которого был его отец. На этот завод приходило много фермеров, чтобы забрать отработанное зерно для корма свиньям. И в этот день какой-то парень пришел со своей тачкой на этот завод взять немного корма и столкнулся там с агрессивно настроенными людьми. Услышав шум, Су выглянул вниз и был удивлен, увидев, как часть дебоширов летела по воздуху, у остальных были уже сломаны конечности. Человек поднял свою тачку и собрался уходить. Су спрыгнул вниз и последовал за незнакомцем узнать, что за удивительное боевое искусство он использовал. Человек, толкавший тачку, был Чхве Йонг Соль, и он взял Су к себе первым корейским учеником. В 1953г. после Корейской войны, Чой открыл свою первую школу и начал учить дае донг-рю ю суль.

- Получается, Чой в действительности преподавал японскую систему?

- Абсолютно. Он и не делал другое заявление. Некоторые лица сегодня говорят, что хапкидо местная корейская система, однако, если у Чоя не было проблем говорить , что он преподавал японскую систему, почему это не сделать его последователям? Чой называл свое искусство «ю суль», что означает «мягкие искусства». Но это лишь корейское произношение дзю-дзюцу или йавара. И он не делал секрета, что эти знания он получил от японского мастера.
Название «хапкидо» является корейским произношением китайских иероглифов, которые японцы использовали для наименования айкидо. Когда мы тренировались с Чоем, он свое искусство называл только, как дае донг-рю ю суль – и ни как по-другому.
Однако к тому времени, когда было организовано айкидо, Корея разорвала отношения с Японией. Поэтому, когда Морихей Уешиба, другой видный ученик Такеда, заявил о своем искусстве айкидо, мы об этом в начале не знали. Один из моих друзей в Таегу, Кван Мун Джин увидел то ли текст по айкидо, то ли какое-то упоминание о нем, где говорилось, о похожем стиле в Японии, в названии которого использовали иероглифы, означавшие «путь гармонизации энергии». Думаю, что это название было привлекательным для Чоя. Поэтому в 1959 году он начал использовать выражение «хапкидо» в названии своей школы. Но шесть месяцев спустя, он снял вывеску с зала своей школы и закрыл ее. Не взирая на то, что могут говорить, я знаю, что он был самым первым, кто использовал термин «хапкидо» в Корее.

- Кто еще имел отношение к хапкидо в те дни?

- В 1959г. Джи Хан Дже открыл свою школу «Йавара» в Сеуле. И в 1960г. я начал преподавать под названием «Хваранг Му Суль». В 1961г. Ким Му Хонг приехал в Сеул и открыл свою школу «Шин Му Квон хапкидо».
В это время я изменил название моей школы на хварангдо и хапкидо. А Джи Хан Дже создал «Сунг Му квон хапкидо». Таким образом, мы, три мастера, были первыми, кто использовал название «хапкидо» еще в 1961г. Зимой 1962 я встретил Су Ин Хека, который посетил Сеул, будучи военнослужащим. В это время я, мой брат, и еще пять учредителей создали организацию «Кук Суль Хой», что было укороченным выражением «Хан Кук Му Суль Хеоп Хой» (Ассоциация Корейских боевых искусств), она была первой на то время ассоциацией хапкидо в Корее.
Су Ин Хёк переехал в Пусан и открыл свою первую школу, назвав ее «Кук Суль Хой хапкидо».

- Итак, вы тренировались с Чой Йонг Солем?

- Да, в пятидесятые годы, в период Корейской войны моя семья переехала дальше на юг, в Таегу. Я его там и встретил. Он давал частные уроки, и мы у него учились. Возможно, что Джи Хан Дже и другие могли учиться у него в тот же период. Но мы занимались в разное время. Когда мы посещали дом Чоя, мы были одни.
Поскольку на тот момент мы с братом уже имели серьезный опыт изучения хваранг под началом Су Ам Доса, техниками, которые нам давал Чой, мы легко овладевали. Таким образом, в 1956г. мы с братом получили мастерскую степень по ю суль, и наша семья вернулась в Сеул.
Это не секрет, что я изучал ю суль, и любой, кто тренировался между 1960 и1968 годом знали, что я был основателем как хварангдо, так и одним из организаторов хапкидо.

-Как-то уже говорилось, что одно время вы были обладателем самого высокого квалификационного уровня, присвоенного основателем хапкидо Чой Йонг Солем?

- Это правильно. Мастер Чой присвоил Джи Хан Дже, моему брату и мне «пал дан» (восьмой дан) в мае 1968г. В то время никто больше не обладал таким уровнем хапкидо.

- Хотя Вы получили высокий ранг от Чоя и организовали школу хапкидо в Сеуле, Вы оставили это боевое искусство. Почему?

- Я должен был следовать правилам, которыми руководствовались те, кто изучал боевые искусства. Существуют законы взаимоотношений между учеником и его учителем. Если учиться у своего мастера, то для него не существуют ни другой наставник, ни другой стиль. Я изучал ум-ян квон, боевое искусство хваранг, только у Су Ам Доса. Я не хотел делить мою преданность учителю, ни ту мудрость, которую он мне преподал. Ведь именно наши усилия и преданность позволили мне и моему брату стать мастерами боевого искусства хварангов.
В период Корейской войны моя семья переехала в Таегу, а Су Ам Доса остался отшельником на горе О Дас. Мы не могли ему больше служить.
В тот период мы нашли мастера Чоя и с братом от всего сердца начали изучать ю суль под его руководством.
Мы прервали изучение ум ян квон, как только узнали, что не сможем служить двум мастерам одновременно.

- Вы играли ведущую роль в распространении хапкидо в Сеуле.

- Воодушевленные признанием нашего мастерства со стороны мастера Чоя, и понимая свою ответственность перед президентом Кореи, мы хорошо выполняли свою работу. Однако качеству развития хапкидо мешало то обстоятельство, что чиновники Корейской ассоциации хапкидо продавали сотням школ право присваивать черные пояса высших уровней. Не способствовало качеству развития этого искусства и то, что за деньги кто- угодно мог организовать школу хапкидо. Однако мы с братом были хорошо известны в мире корейских боевых искусств, и нам нужно было организовать успешную школу боевых искусств в Сеуле, так как мы понимали, что нам не суждено представлять хапкидо, когда его характерные черты начали уничтожать.

- Что Вы решили делать?

- На то время Су Ам Доса поделился своими знаниями только со мной и моим братом, и он ожидал, что мы продолжим эту традицию тайны. Поэтому я поехал к нему и объяснил мое положение. Монах разрешил мне обнародовать его знания по древнему боевому искусству хварангов. И я, отдавая должное любому боевому искусству, создал стиль хварангдо и одноименную корейскую ассоциацию.
В 1968 мы систематизировали все техники, полученные от Су Ам Доса, создали учебно-методические и тестовые программы для учеников и инструкторов. В том же году я зарегистрировал боевое искусство под названием «хварангдо», чтобы защитить свое детище от тех организационных ошибок, которые произошли в хапкидо.

- Некоторые люди заявляют, что в большинстве своем техники хварангдо – это модифицированное хапкидо.

- Если вы хотите сделать историческое сравнение, посмотрите какое боевое искусство повлияло на другой стиль, для этого обратитесь к хварангдо и дайто-рю - айкидзюцу. Мы уже знаем, что хапкидо унаследовало дайто-рю.
Хварангдо включает те же техники, что и в этих искусствах, но и еще намного больше. Я не вижу, как кто-нибудь в нормальном здравии, может сказать, что мое искусство модифицированное хапкидо, когда вы посмотрите на многообразие техник рук, 365 видов ударов ногами, используется 100 видов оружия, что полностью отсутствует в дайто-рю.
У нас так же есть искусство врачевания, и другие принципиальные знания, отсутствующие в других боевых искусствах.

- Некоторые исследователи заявляют, что удары ногами хварангдо взяты из тае кьон?

Вновь посмотрите на физические аспекты искусства. Тае кьон искусство с преобладающим количеством техник, выполняемых ногами. Если техники ног пришли в хварангдо действительно из тае кьон, тогда почему удары ногами в моем искусстве более завершенные?
Следовало бы посмотреть на это подругому. Если какие-то техники хваранг пришли из тае кьон, тогда его движения должны быть более совершенными иметь более сложную траекторию движений, чем в моем искусстве.
Людям, заявляющим такое, следовало бы разобраться со своими делами прежде, чем открывать рот.

- В одной из статей, размещенных в интернете сообщается, что Вы изучали техники ударов открытой ладонью у основателя кук суля Су Ин Хека. Если это так, то выходит, что хварангдо последователь кук суля.

- Как я уже раньше упоминал, Джи Хан Дже открыл свою школу в 1959г. Свою я открыл в 1960г. а другой мастер Ким Му Хонг – в 1961г. И хотя мы все вместе тренировались в пятидесятые годы у Мастера Чоя, я никогда их в то время не видел, т.к. я брал частные уроки у Мастера Чоя. Когда Ким Му Хонг пошел в 1962г. в армию, его отец нанял других мастеров для работы в его школе. Я так же преподавал там пару месяцев в дневное время. Это было время, когда я встретился с Су, Ким Ву Таком, Ли Хан Чулем и Ким Му Джином. К тому моменту мы все были мастерами, между нами господствовали только дружеские отношения, однако мы все преподавали различные стили.
Ким Му Хонг преподавал чистое искусство Мастера Чоя – «ю суль», Су – «ю суль» в сочетании с «шип пал» (корейский вариант кунг фу). И это было время, когда я основал с другими мастерами Хан Кук Му Суль Хьюп Хой (Кук Суль Хой). Тогда же в 1962 году Ву Ким открыл свою школу в Сеуле, Су Ин Хьек так же со своими двумя товарищами основал свою первую школу в Пусане.

- То есть, эта теория не верна?

- Настолько же, насколько эти слухи игнорируют исторические факты, что, якобы, я ездил в Пусан изучать техники ударов рукой у Су. Однако это голословное заявление не вписывается в рамки времени, когда мы открыли наши школы. На то момент я уже был мастером хварангдо и ю суль. Если я открыл свою школу в 1960г. в Сеуле, то зачем мне следовало ездить пять лет спустя в Пуасан изучать техники работы открытой ладонью? (Смеется). Это имело смысл? Некоторые хорошо информированные практики таеквондо, так же распускали слухи, что я изучал танг су до. Кто угодно может распускать подобные слухи, но я даже не буду их комментировать.
Однако правда есть правда: хварангдо есть то искусство, которое я изучал у моего мастера Су Ам Доса.

- Что вы еще можете рассказать о хапкидо?

- Сегодня реально существуют два главных стиля хапкидо. Один из них – это ю суль, мастера Чоя, который оказал влияние на деятельность Джи Хан Дже и Ким Му Хонг. У этого стиля нет форм, а также ударов ногами и руками.
Другой стиль вышел из организации Кук Суль Хой, которую я создал. Эта версия включила удары руками и ногами из искусства хварангдо, который я преподаю. Исследуйте учебные фильмы по этим системам и Вам легко будет увидеть, что у них разные корни.
Хварангдо и различные версии хапкидо имеют схожие черты, но и много различий. И снова я не буду даже комментировать слухи, кто кого обучал, какое искусство оказало свое влияние на тот или иной стиль.
Учебные программы и истинные исторические факты свидетельствуют сами за себя.

- Когда Вы начали преподавать свое искусство в США и как это было?

- Приезд в США Был следующим логическим шагом в деле развития хварангдо. Перед тем, как я покинул Корею, у меня было много учеников хварангдо в Сеуле. Если вы посмотрите записи национальных фестивалей боевых искусств, которые я организовывал для президента Пак Чун Хи в шестидесятых годах, вы там увидите среди участников много моих учеников.
На арене Чан Чунг Сортс в Сеуле 28 мая 1968г. проходил национальный фестиваль боевых искусств. Основную часть его участников составляли мои ученики, поддерживаемые представительствами школ хапкидо.
В 1972г. у меня было 16 школ только в Сеуле и 68 школ по всей Корее.
Я знал, что, покидая Корею, меня ждут серьезные проблемы, т.к. в новой стране мое искусство может не пользоваться той популярностью, как у себя на родине.
Но Америка – самая могучая страна в мире и я знал, что если сюда я привезу свое искусство, то смогу использовать эту страну, как новую базу для распространения хварангдо во всем мире и вернуться назад в Корею.

- Итак, Вы уехали…

- В июле 1972г. я уехал из Кореи и перевез семью сюда, в США. Мой брат приехал раньше, чтобы основать школу. Языковый барьер был настолько большой, что это вызвало непонимание хварангдо. Однако дело может сдвинуться с мертвой точки, если хватает терпения его сделать: постепенно ученики начали приходить учиться в мою школу в Дауни, Калифорния. Вскоре мы с братом получили государственную лицензию на открытие медицинского центра по использованию методов врачевания Су Ам Доса, чтобы лечить людей на нашей новой родине. Мы также внедрили свое искусство в войсках спецназначения США, пользуясь авторитетом Майкла Ичениса, который был мне словно сын.
Я по сей день преподаю в том же городе, где находится Всемирная штаб квартира хварангдо, и клиника.

- Где еще есть представительства хварангдо?

- В Азии, Европе и Америке. У нас есть школы на Филиппинах, в Дании, Голландии, Мексике, Канаде, Польше и в ряде других стран, не упоминая все школы, что мы имеем в США. Сейчас у нас более 300 лицензированных школ по всему миру, где занимается около 100000 учеников. Наше искусство развивается хорошо, но я ожидаю большой бум в следующем году в связи с выходом для общественности первых видеокассет.

- Когда Ваши кассеты будут выпущены?

- Очень скоро. После длительного размышления я пришел к выводу, что международные законы по защите авторских прав достаточно эффективны, чтобы я смог сейчас использовать видео уроки, обучая общественность моему реальному искусству. Никто не знает его лучше меня. Я его основал, и я сам буду о нем говорить. Я выпустил книги об этом искусстве в конце шестидесятых. Студия «Пантера продакшн» в течении ряда лет предлагала мне выпустить серию фильмов, но я хотел сохранить свое искусство в стенах моей школы. Сейчас я чувствую , что пришло время позволить широкой публике увидеть реальное хварангдо, наиболее обширное корейское боевое искусство.

- Новое искусство «тае су до» недавно появилось в связи с Вашим именем. Что это?

- Тае су до – это упрощенная спортивная версия хварангдо. Я создал программу подготовки для начинающих в боевом искусстве, чтобы облегчить изучение истинного хварангдо. В хварангдо меньший процент длительно занимающихся учеников, по сравнению с другими боевыми искусствами. Оно сложно для среднестатистического парня с улицы в понимании строгости изучения дисциплин, входящих в это искусство, поскольку оно не для легкого время препровождения.
Древнекорейские воины хваранг были потому ужасающими, что тренировались очень много, чтобы реализовать свой потенциал, а их учителя запрещали им глупо хвастаться собой, невзирая на их изумительные возможности, как это делают сейчас многие инструкторы боевых искусств.

- Что из себя представляет тае су до?

- Оно означает «путь великой руки» или «путь воинского духа». Оно предназначено подготовить людей к более сложному тренингу хварангдо. Ученики, которые имеют предварительную подготовку в боевых искусствах могут прийти изучать хварангдо на уровне белого пояса, но реально начинающий должен пройти тае су до до черного пояса.
На это уйдет два - три года и после этого человек допускается к изучению хварангдо, на уровне желтого пояса (кушака). На это уходит от трех лет для достижения мастерского уровня в хварангдо.

- Как Вам видится будущее хварангдо?

- Мы будем развивать хварангдо по всему миру, используя видеоматериалы и возможности интернета, чтобы обучать общественность этому искусству поддерживая строгий контроль качества этого процесса, который я сохраняю с 1968 года.
Каждый, кто хочет получить черный кушак хварангдо, должен пройти экзамен лично у меня и перед комиссией мастеров, чтобы гарантировать следование моим стандартам истинного искусства. Я лично выписываю сертификат обладателю черного кушака. Это означает, что не важно, как распространяется искусство, сколько есть школ или как много книг или видеоматериалов мы выпустили, все инструктора моего искусства проходят только передо мной.
Я намерен каждому показать полноту моего искусства. Выше я уже упоминал, что хварангдо тяжелое в овладевании искусство, оно дает возможность людям испытать себя, но оно так же обладает свойством быть постижимым, как для детей, так и пожилых атлетов и военнослужащих – оно для всех. Люди должны понять, что хварангдо – это метод реализовать все их человеческие физические, ментальные и духовные возможности.

© Игорь Гамбаров

Центр Ханкидо-Хапкидо
Украина, Днепропетровск
тел. (0562) 38-26-90
тел. моб. +38 067 700-53-97
+38 068 408-47-07