Культурно-Просветительное общество "Хапкидо-Украина"
Центр ХАНКИДО-ХАПКИДО
Официальное представительство
Европейской федерации хапкидо в Украине
хапкидо hapkido ханкидо

Хапкидо, ханкидо
ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ
Интегральная программа психофизической поддержки человека на основе древнекорейских оздоровительных и боевых систем.

Теория и практика боевых искусств.

Рыцари ночи

В этот поздний вечер советник Ю сидел в своем дворце в глубокой задумчивости, ему было не до сна. Полученные донесения из разных мест заставляли его все больше размышлять об экономическом и политическом положении в стране. Урожай не был обильным, напряженная обстановка на границе с соседним государством Силла и многое другое уже давно не давало ему покоя не только в ночное время. Очередных хлопот ему доставило поручение генерала Гунна по организации Чхусок (праздника урожая). И головную боль порой вызывало не само поручение, а те сложности, которые возникли в процессе подготовки: ведь необходимо было найти мастеров своего дела по различным видам искусств и, если уже была сформирована группа танцоров киакму (танец под инструментальную музыку), то другие виды программы были под вопросом.

Медленно отворились створки саранхэ (помещение для мужчин в доме знати) и в дверях появился стражник:

- Господин, к Вам сотник Пак.

- Пусть заходит.

- Господин, я нашел его, и он готов показать свое мастерство на чхусок.

- Он действительно такой мастер, как говорит о нем молва? Он не опозорит меня перед генералом?

- Я сам видел его искусство. Трудно поверить, что в юношеском возрасте можно так владеть мок суль (искусство меча). Не сомневаюсь, что он произведет впечатление даже на такого воина, как генерал Гунн.

- Посмотрим. Ты свободен.

Этот диалог возник по причине, что советник Ю искал особо искусных людей, владеющих различными видами оружия, и которые могли свое умение показать на празднике. Возможно, странно было это говорить во времена, когда страна постоянно жила в войнах со своими соседями, и где каждый третий был более менее опытным воином, и уже вопрос выбора мастеров в Му суль (боевые искусства), кажется, отпадал сам собой.

Советник Ю прекрасно знал, что для каждого воина было бы за честь выступить на празднике и показать себя. Но в том-то и дело, что он искал особо одаренных людей, пусть даже среди простолюдинов, которые могли бы выделиться среди массы закаленных опытом воинов, прежде всего артистизмом показа своего искусства. И сегодня он мог быть доволен: его поиски увенчались успехом: советник нашел юношу, который уже несколько последних месяцев удивлял жителей города своим искусством Комму (танец мечей).

Начало праздника назначили после полудня, чтобы все взрослые и дети успели совершить поминальные ритуалы, а после завершения чхусок могли насладиться созерцанием полнолуния.

К главной площади города постепенно стягивались люди, одетые в новые ханбок (костюмы и платья), а среди них то тут, то там сновали уличные торговцы с лотками в руках, где в изобилии были разложены фрукты нового урожая: ююба, каштаны, хурма, яблоки, груши и, конечно, традиционные сонпхен (рисовые лепешки в форме полумесяца).

К моменту, когда солнце начало свое движение к вечеру, центральная площадь города была заполнена так, что яблоку негде было упасть. Появилась цепь копьеносцев, которая опоясала центр площади, образовав естественный круг. На небольшой искусственной возвышенности были расставлены лавки и отдельно от них несколько кресел, на которых должны были восседать генерал Гунн и знать города. Это место окружила отдельная охрана.

Праздник начался сразу, как только почетные зрители заняли свои места. Появилась группа музыкантов и раздались звуки сучжечхон (вид придворной музыки). Первые вкрадчивые звуки переросли в сложную гамму чувственной музыки, издаваемой тэгым (большая бамбуковая флейта), каягым (двенадцатиструнная цитра), пхири (цилиндрический гобой), поддерживаемой трелью разнообразных барабанов. Вышедшие вместе с музыкантами кисэн (певицы и танцовщицы) начали движения руками, описывающими круг, чередующимися с почтительными поклонами. Зрители сразу почувствовали необычную гармонию тонкой выразительности поз и жестов, мягкость и плавность движений, духовное единство с ритмом музыки.

Одни исполнители сменялись другими. Когда пришел черед танцу мечей многие зрители, очарованные искусством раннее выступивших музыкантов и танцоров, даже не обратили внимания на непримечательного юношу, которого сопровождали несколько монахов, держащих в руках квенгвари (малый гонг) и чанго (барабан в форме песочных часов), аккомпанировавшие до этого другим танцорам. Четкие, глухие, но глубокие по своему звучанию удары чанго направили внимание зрителей в центр круга, заставив некоторых даже вздрогнуть от неожиданности. У юноши в руках был один меч. Он начал им медленно вращать, как бы пробуя плотность воздуха вокруг себя. Его перемещения были мягкими, но в тоже время стремительными и одновременно четко выводящими тело в естественный баланс по осевой совместимости точек опоры на ногах и плечах.

Танцор великолепно двигался в такт барабанов, при этом его Дан джун (энергоцентр) перемещался, сопутствуя восходящему и нисходящему потокам (внутренняя энергия), подчеркивая своим движением кульминационные моменты ритма, обозначенные металлическими звуками квенгвари. В действиях танцора потрясающим образом сочеталось органичное единство между отработанными длительным временем и экспромтными движениями, рожденными внутренними связями законов перемещения меча в пространстве.

Траектория меча, постоянно меняющаяся по осям движения, естественным образом выводила его лезвие на петлеобразный набор энергии с последующим двигательным взрывом. Зрители наблюдали за этим танцевальным чудом, затаив дыхание, и даже видавшие виды воины подались вперед, чтобы не пропустить ни один штрих движения мастера меча. Они видели в нем уже не танцора, а прежде всего опытного воина, который свое боевое искусство демонстрировал в форме танца. Это особенно проявилось, когда, не останавливаясь, юноша неожиданно поднял с земли второй меч, на который никто до этого не обратил внимание. Два меча в руках юного мастера начали выполнять еще более замысловатые траектории. В своей динамике полета они постоянно перемещались по разным векторам плоскости своего движения. Мягкое положение поясницы, в сочетании с необходимым движением стоп, выражали характерное рождение па дзин (пружинная энергия).

Даже генерал Гунн от удивления привстал со своего места, ибо это была потрясающая демонстрация техники санг гумм суль хьюнг (танец с двумя короткими мечами).

Однако, мало кто заметил, что юноша, раннее двигавшийся по малой и большой спирали, начал смещаться справа налево к месту, где располагался генерал Гунн и знать города. Постепенно, приблизившись к стражнику, который был ближе всех к почетным гостям, юноша, сделав быстрый разворот на 360 градусов, не останавливая движущийся меч, отрубил ему голову и, подпрыгнув вверх, приземлился рядом с генералом, воткнув ему в грудь, почти по рукоять, второй меч. Выдернув его из тела генерала, танцор кошачьим движением переместился вниз с помоста, поражая стражника, стоящего справа от генерала. Все произошло так быстро, что вначале никто ничего не понял. Юноша бросился с двумя мечами на перевес в толпу зрителей, которые сперва отшатнулись назад, а потом расступились перед ним. Выпущенные стражниками несколько стрел в сторону убегающего, не достигли цели, поразили зрителей, тем самым, усилив панику. Огромная толпа мгновенно начала разбегаться, люди давили друг друга, издавая душераздирающие крики, заглушая возгласы охраны. Убийца генерала исчез бесследно.

Через двое суток после описанных событий, когда сумерки уже окутали плотным туманом живописные отроги гор, около монастыря с прилегающим к нему обширным замкнутым по П - образной форме двору приблизилась тень. Из ближайшей разлапистой пихты отделились три тени:

- Кто?

- За верность королю!

Тени исчезли также неожиданно, как и появились.

Пришедшим был юноша-танцор, который еще недавно оставил впечатляющий след в памяти всех, кто был свидетелем вышеописанных событий.

Он вошел во двор. Перед ним рядами сидели на коленях десятки фигур, одетых в черное. Шел процесс коллективной медитации чхамсон. Басистые звуки мантр, произносимые из нижней части живота, контрастировали с шипением контролируемого процесса дыхания сидевших. Они готовились к сверхъестественным деяниям, создавая ощущение превращения в тигров, силу которых они вбирали в себя. Их дыхание становилось все глубже, и они начали отсчет от девяти к единице, погружаясь ментально в невообразимый полет души в пространствах космоса с каждой произнесенной цифрой. Они контролировали внутренний голос своего разума и фокусировали в единую точку свои пять чувств. Их ментальная подготовка подходила к концу. Пройдет еще несколько минут и они разберут сложенное рядом оружие: мечи, шурикены, удавки, ножи, луки и многое другое и растворятся в ночи. Через несколько дней, где-то за десятки километров от этого места, произойдут таинственные убийства, пропадут секретные документы, будут отравлены колодцы или падет скот от неизвестной болезни. За всем этим будут стоять люди в черном: сулса (рыцари ночи).

Одним из них был уже известный юноша-танцор Кван Чанг, один из героев древнекорейского эпоса.

Кван Чанг (645 - 660г.н.э.) был реальным лицом в истории древней Кореи.

Этот человек стал одним из самых известных героев среди знаменитых хварангов.

Справедливости ради, следует сказать, что секретная миссия сулса скрыла под завесом тайны жизнь и деятельность многих воинов - героев того времени, сражавшихся за интересы государства Силла рядом с Кван Чангом.

История, воспроизведенная выше, действительно имела место. Король Мюрьол поручил Кван Чангу проникнуть на территорию врага и убить известного генерала государства Пэкчэ Джуа Джанг Гунна. Используя методы сулса, юноша проник на территорию сопредельного государства, в течение длительного времени вживался в местную обстановку, стал своим среди местных жителей. Его искусство владения мечом настолько поразило местных жителей, которых, к слову сказать, в условиях постоянных войн мало, чем можно было удивить в ратных делах, что слух о нем дошел до самого короля Пэкчэ Юиджа, который и приказал его пригласить для развлечений своего двора.

Искусство сулса, возникшее в Корее и Китае, и давшее столетиями позже жизнь японским ниндзя сформировалось в определенных политических условиях.

Силла была постоянно в напряженных отношениях со своим северным соседом, королевством Когурье. На то время оно уже почти поглотило Пэкчэ, куда большее государство, чем Силла. Было над чем задуматься. Как выход из положения правители Силлы направили все усилия на объединение своего народа и создание элитных сил хварангов.

Следствием этого в течение трехсот лет (с 661 до 935г.н.э.) воины хваранги расширили территорию своей страны почти на всю географическую площадь современной Кореи. И если принять во внимание, что каждое государство на корейском полуострове помимо профессиональных армий имело свои традиции в организации военного дела, свои наработанные и проверенные в многочисленных баталиях методы боевых искусств, а королевство Силла объединило все провинции в единое государство! Это факт, что его вооруженные силы оказались лучшими.

Хваранги были элитными воинами, но и среди них была элита - сулса. Их деятельность познавательна, как в историческом, так и практическом плане. Второе важно для интересующихся историей и практикой традиционных корейских боевых искусств, поскольку определенные методы из перечня подготовки сулса вошли в курс изучения куксульвон, сонмудо и хапкидо на продвинутом уровне их постижения. В этом мне помог убедиться мастер Ри во время его уроков. Процесс формирования сулса охватывал широкий круг направлений их подготовки. Можно сказать, что здесь эмпирическим, многолетним опытом были соединены законы внешних тактик ведения боя с философски - этическими учениями, научные знания с методами лечения. Это все можно условно разделить на четыре направления: ваэ гонг (внешняя сила), наэ гонг (внутренняя сила), шин гонг (духовная сила) и му ги гонг (сила оружия). В свою очередь внешнее физическое проявление учения рыцарей ночи подразделялось на джонг до и ам джа.

Джонг до (путь истинного меча) означало участие в бою с честью и достоинством, никогда не отступать перед врагом и умереть достойно, если это требовали обстоятельства. В древней Корее мораль рыцарства была поднята на высокий уровень и соблюдалась беспрекословно. При встрече с врагом от воина требовалось вступить в честный бой, доказав свое превосходство в силе и умении. Для этого в нужный момент он должен был проявить особый внутренний дух, создаваемый в процессе подготовки, как результат отсутствия всяких мыслей и эмоций.

Им говорили: «Вы подобны ветру, который движется повсюду, и в этом его сила».

Ам джа (путь темноты). Это было искусство трюкачества, обмана, коварства, что использовалось для достижения своих целей любым путем. В том числе реализовывались техники психологического и эмоционального воздействия на противника. В условиях постоянных военных действий между государствами корейского полуострова широко использовали ам джа для разведывательных и контрразведывательных методов ведения борьбы с врагом. Эту категорию знаний и методов их получения можно назвать сверхъестественными по отношению к непосвященным. Взять хотя бы метод исчезновения воина ночи перед стоящим противником, столь разрекламированный в фильмах про ниндзя. В древней Корее этот способ назывался ун шин бон. Он представлял собой сочетание таких психологических проявлений в действии, как отвлечение внимания противника, внушение ему нужного образа, бесшумного передвижения и маскировки. К примеру, чтобы стать невидимым, сулса послойно убирал то, что было видно. Это достигалось постоянным манипулированием видимых элементов одежды и т.п.

Здесь срабатывал психологический эффект, что если человек что-либо ожидает, то он предвосхищает это явление до самого анализа происшедшего. Если кто-то для себя почувствовал грань между реальностью и иллюзией, то ему легче оказаться в мире иллюзий, нежели в реальном мире.

Тактика применения методов ам джа подразделялась по трем направлениям: джам бок суль , джам ип суль и бо боп.

Джам бок суль представляло собой искусство маскировки на длительный период разведывательной деятельности. Здесь воины сосредотачивались на овладении техник маскировки, слияния тела и духа с окружающей обстановкой. К примеру, чтобы замаскироваться на фоне скалы, они создавали в себе состояние, что они скалы. Для этого изучались внешние данные объекта, они поглощали в себя его дух, и в конечном итоге, происходила их полная духовная инфильтрация в скалу. Однако эти качества маскировки развивались и в воде, на деревьях, под землей, где угодно на прилегающей к их действиям местности. В своей подготовке сулса достигали такого сбалансированного психологического и физического состояния, что для них не существовало разницы, с чем они сливались в единое целое.

Дам ип суль - метод проникновения на территорию врага и возвращения из нее после выполнения задания. С этой целью они изучали техники скоростного передвижения, скалолазания, акробатику и т.д. Поскольку им часто приходилось двигаться вдоль оборонительных линий противника, здесь искусство камуфляжа было для них очень важно. Так как им приходилось непосредственно общаться с воинами противника, они были отлично подготовлены по ряду направлений управления психикой врага: шин гонг (духовная сила); бок шин суль (искусство читать мысли); ин суль (развитие терпения); чои мьюн суль (техника усыпления человека) и са санг боп (изучение сущности человека).

Бо боп учит технике незаметно подкрадываться к врагу и быстро передвигаться. Существовало несколько методов передвижения в зависимости от ландшафта. Изучение этого раздела было тесно увязано с техниками дан джон хо хуп боп (техники дыхания с использованием активной силы ки), что позволяло воину достигнуть сверхъестественных способностей: в некоторых памятниках древнекорейского эпоса описываются невероятные способности сулса передвигаться по воздуху, как белка, с дерева на дерево, взлетать на крыши домов. Эти качества в сочетании со знаниями более 4000 тыс. техник рукопашного боя, умение владеть более 100 различными видами холодного оружия наводили просто неописуемый ужас на врагов сулса.

Все методы развития воинов Силла и их элитной части сулса, какого бы раздела это не касалось: физической, ментальной подготовки или развития методических принципов владения всевозможными видами холодного оружия - все это было тесно увязано с законами развития ки (внутренней энергии). Каждую систему теории и практики создали духовные учителя хварангов: даосские и буддистские монахи.

Ки - энергия, которая невидима, а то, что невидимо, в то тяжко поверить. Однако эта сила существует во многих видах жизненных проявлений, которые нас окружают, хотя они могут не иметь ни вида, ни формы.

В самом начале создания вселенной была пустота, но в ней уже тогда была первозданная энергия ки. Как только эта энергия начала свое движение, создались две постоянно делящиеся противоположности: ум и янг. Во всем существует явление равноценного противоположного:

· Ум энергия – это то, что невидимо, женское, темное, луна;

· Янг энергия – это все что мы видим, светлое, мужское, солнце.

Когда эти два вида энергии начинают двигаться быстрее, создается шум и цвет, в конечном счете при абсолютном ускорении этих энергий возникает материя. В свою очередь, последняя делится на пять составляющих: дерево, металл, огонь, воду и землю.

Поскольку ки двигается и контролирует всю вселенную, это распространяется и на человека. Человеческое тело - образец малого микрокосма во вселенной, оно подчиняется в своем развитии общим законам мироздания.

Ки – невидимая энергия, и важным фактором для ее развития - является собственная вера в нее. Особенно это важно для создания шин ки (ментальной энергии), которая важна при формировании душевного баланса у человека. Энергия ки по своему влиянию на деятельность человека имеет несколько названий и генерирует по основным трем уровням:

  • санг дан джун , где формируется шин ки ,
  • джунг дан джун (здесь создается физическая энергия);
  • ха дан джун, где развивается энергия материи, и которая в свою очередь подразделяется на ки хае (океан ки), кван вон (большее) и сук мун (каменные ворота).

В начальной стадии овладения энергетическими практиками постигают технику дан джун, это название обозначает место, ниже пупка примерно на три сантиметра, его еще называют «красное поле».

Однако перед дыхательными практиками, служащими инструментом управления внутренней энергией ки, следует знать их энергетические основы. По мнению основателей хварангов, фактором является то, что материя была создана из ничего (му), чтобы это понять, следует понимать концепцию начала человеческой жизни. Яйцеклетка (негативная энергия) и мужское семя (позитивная сила) созданные жунг ки (сила физической энергии), объединяясь в единое целое, создают человеческое существо.

Яйцеклетка находится все время на своем месте, где располагается и плод до своего рождения в качестве человека (и это место - одна из точек дан джун). Оплодотворенная клетка развивается благодаря пуповине, связанной с маткой. Через пуповину плод получает питание и энергию от матки в течение девяти месяцев. Это вкратце объясняет, как ребенок начинает получать энергию от матери.

После рождения первое, что делает ребенок, так он вдыхает воздух. Происходит очищение его легких и начинается движение ки в его организме. Таким образом, важный элемент вселенной – воздух развивает ки в человеке. По мере взросления человек забывает важность точки под пупком.

Дан джун именно то место, через которое энергия входит в человека, давая ему жизнь. И поддерживая этот процесс специальными практиками, мы создаем нашу связь со вселенной. По сей день восточные люди считают, чтобы быть здоровым и крепким, необходимо постоянно увеличивать объем своего ки, практикуя дан джун упражнения, вырабатывающие силу внутренней энергии.

Этот процесс был поэтапным. Вначале наставники сулса добивались у своих подопечных возникновения естественного, постоянно реализуемого баланса между тремя уровнями развития ки: санг дан джун, джунг дан джун и ха дан джун. Эффект достижения этого качества сулса называли сам вэ ил чаэ. Этот путь практики воины проходили за время от несколько месяцев до трех лет, что позволяло им довести до максимального уровня свои физические и ментальные возможности. По сравнению с обычными людьми воины становились в несколько раз физически более сильными, резко увеличивалась выносливость, на несколько уровней поднимались ментальные возможности, уверенность в себе. Достигнув уровень сам вэ ил чаэ, воины становились обладателями таких качеств, как кьюнг ки (облегчение веса), могли очень высоко подпрыгнуть и мягко приземлиться, увеличивалась быстрота передвижения; джунг ки (утяжеление), они становились настолько тяжелыми, что было невозможно их поднять или бросить на землю; чул ки (твердость) – возможность сделать какую-либо часть тела твердой, как сталь; ма ки (онемение), обладатель этого качества мог контролировать и погашать боль.

Для достижения этих возможностей сулса использовали следующие способы: дан джун хо хап боп (дыхательные упражнения; йак ча (траволечение); суча (метод дыхательных техник с одновременным глотанием воды); чул ча (употребление определенных минералов)

Первые по методике своего энергоразвития сулса дыхательные упражнения подразделялись на два типа: ум джанг (развитие пассивной энергии ки) и йанг донг (развитие активной энергии ки). Дыхательные комплексы выполнялись в пяти медитативных позициях согласно теории пяти первоэлементов: дерево, металл, огонь, вода, земля. Это было обусловлено целенаправленным улучшением деятельности того или иного органа в организме человека.

Все упражнения раздела ум джанг практиковали с полной концентрацией шин ки и дыхания через нос глубоко в область дан джун и частичной заполненностью нижних долей легких. Использовали два метода дыхательных упражнений: вдох пять секунд, задержка пять секунд, выдох за то же время, а также вдох и выдох в течении пяти секунд без паузы. На продвинутой стадии этих практик дыхательный цикл доводили до десяти секунд и более.

Разница между ум ки энергией и йанг ки состояла в том, что во втором варианте сжимали все тело от кончиков пальцев на руках до пальцев ног.

Существует несколько видов развития активной энергии: джунг мьюн бал ки, способствующее укреплению джанг ки (всего тела), что в свою очередь увеличивает та рюк (силу удара); са мьюн бал ки - так же развивающая джанг ки и та рюк; санг бу бал ки - формирующее состояние джунг ки (утяжеление); ха бу бал ки - способствующее кьюнг ки (понижение веса); пьюнг мьюн бал ки - помогающее обрести ма ки (онемение) для преодоления болевых ощущений; ги бу бал ки - создающее «железную» кисть.

Существовали так же энергетические упражнения для развития способностей кьек па (техники развития предметов) и пак суль (техники ударов головой).

Огромен был багаж знаний и опыта у воинов хварангов и их элиты – сулса. Многие знания ушли в могилу вместе с ними, определенный их объем дошел до наших дней и практикуется в таких стилях, как хварангдо, хапкидо, кук суль вон и некоторых других. Важно, видимо, и еще другое: если эти знания будут востребованы в современном мире, их будут практиковать и передавать последующим поколениям нынешние последователи древнекорейских героев, то останется надежда, что эта часть великого культурного наследия корейского народа будет жить и приносить практическую пользу любому человеку независимо от его национальной принадлежности.

© И. Гамбаров.

Центр Ханкидо-Хапкидо
Украина, Днепропетровск
тел. (0562) 38-26-90
тел. моб. +38 067 700-53-97
+38 068 408-47-07