Культурно-Просветительное общество "Хапкидо-Украина"
Центр ХАНКИДО-ХАПКИДО
Официальное представительство
Европейской федерации хапкидо в Украине
хапкидо hapkido ханкидо

Хапкидо, ханкидо
ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ
Интегральная программа психофизической поддержки человека на основе древнекорейских оздоровительных и боевых систем.

Медитация в Син Сон До

Син Сон До за долгую историю своего существования оказал огромное влияние прежде всего  на развитие корейской культуры, но не только. Изначально это направление возникло в Индии в форме эзотерического течения в буддизме. Буддизм Махаяны (Великая колесница) в какой-то период своей истории разделился на две большие ветви:

  • мадхьямика ( II в. н.э.), была основана Нагарджуной,
  • йогачара (Виджнянавада), была основана двумя братьями Асангой и Васубандху ( IY — Y вв.).

Последователи течения Йогачара развивали идею особой значимости «чистого сознания» (виджняны), отвлеченного от всякого «мирского» содержания. Главной целью йогачарии видели в пребывании в состоянии просветленного сознания (бодхи), что ими достигалось практикой работы над телом- йоги. Возникновение школы йогачариев явилось одной из причин  появления нового направления в буддизме, известного, как сон-буддизм. Слово "сон", аналог санскритского понятия "дхьяна", или широкоизвестного в современном мире в японском варианте — "дзэн", что означает "созерцание, самопогружение". Ведущая роль в становлении сон-буддизма, как самостоятельного течения, его развитии и дальнейшего его распространения, по легенде, принадлежит индийскому проповеднику Бодхидхарме ( YI в.). В одном из основных текстов школы виджнянавада — "Ланкаватара-сутра", в тексте, который он завещал своим ученикам, указывается, что существует два вида просветления: постепенное и внезапное просветления. Постепенное подразумевает очищение «загрязненного» сознания, а внезапное имеет в виду неожиданный переворот в  глубинах сознания, при котором это самое сознание уподобляется зеркалу, способному отражать любые формы и образы внешнего мира.

Именно на внезапном озарении в результате интуитивного толчка акцентирует все основное внимание учение Син Сон До, объявляя обрядность, храмы и культ святых канонического буддизма вторичными.

"Тело — подставка светлого зеркала. Светлое зеркало изначально чисто..."

Одно из основных положений сон-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда с нами, они — вокруг нас, и надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда всегда вокруг — в пении птиц, в шелесте листвы, в красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера. Кто не понимает этого, того не спасут ни статуи, ни храмы, ни рай, ни небо, и он не сможет найти настоящего покоя ни сегодня, ни завтра, ни в отдаленном будущем.

"Нет нужды удаляться в уединение гор и вод, чтобы предаться покойному самосозерцанию.
Если дух-разум умиротворен, даже пламя покажется прохладным и освежающим."
Кайсэн

Истина в озарении. Оно возникает внезапно, как внутренний толчок, и его нельзя выразить или передать словами. Для того чтобы испытать озарение, надо быть готовым. Но даже будучи подготовленным, последователь не гарантирован, что он испытает его. Необходимо терпеливо ждать своего часа; после мучительных размышлений в стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит Нечто, посетит мгновенное озарение, и он сразу постигнет Истину

Медитативные практики Син Сон До имеют множество специальных методик перестройки интеллектуальной, духовной, а также физической структуры человека: темы для размышления над внешне аналогичными ситуациями, диалоги с наставником, специальные гимнастики. Для стимуляции напряженной работы мозга, развития умственного поиска широко используется практика загадок.  Это подразумевает концентрацию над специальными формулами или двустишиями, например: "Удар двумя руками — хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?". Упражняющемуся необходимо было найти внутренний смысл, глубокую идею, сокрытую в таких загадках.

Другая часть подготовки — интуитивные диалоги ученика с Мастером. Считается, что в таких диалогах с Учителем Син Сон До огромный массив информации может быть быстро передан ученику за секунду или даже десятые доли секунды. Символическим прообразом такого диалога служит один эпизод из жизни Будды. Когда однажды Будда молча показал ученикам цветок, никто не понял его, и лишь Маха-Кашьяпа ответил улыбкой: он понял, что Будда хотел показать своим жестом передачу учения от "сердца к сердцу". Поэтому в сон-буддизме Мастер и ученик сначала должны как бы настроиться на определенную волну, а затем, задав тон беседы, они начинали диалог. Цель этих диалогов вызвать в сознании настроенного на волну Мастера ученика резонанс, найти ассоциации, которые вызовут у начинающего просветление или подготовят его к озарению.

С этой практикой близко связана система физического воспитания монахов в монастырях сон-буддийского направления, многообразные разновидности Данхак Ки Гона, а также система известная, как Йонг Джи Баб, вложенная Мастером Мьюнг Дже Намом в фундамент Ханкидо. Это связано с тем, что из-за длительного пребывания в статичных позах и вообще вследствие малоподвижного образа жизни здоровье практикующего Син Сон До может быть подорвано, и это затруднит  успешное продвижение по пути просветления в этой жизни. Кроме того, длительное нахождение в состоянии транса противоречит идее естественного и внезапного просветления. Именно поэтому с концепциями Син Сон До наиболее успешно сочетаются Хан Ю Суль, Ханкидо: мгновенность, острота реакции, умение в считанные доли секунды сконцентрировать огромную энергию, не привязанность к победе — все это действительно взаимно дополняет и совершенствует, в умственном и психологическом плане идею внезапного просветления сознания. Сам процесс медитации, Шин-Гон, в начале осуществляется в специальных сидячих позах. Главной отличительной чертой этих поз является то, что позвоночник при этом должен быть выпрямленным и находиться на одной линии с головой. И, чтобы выполнить это условие, необходимы гимнастики для позвоночника, которые имеют очень сильное оздоровительное и профилактическое воздействие.

Сначала практикующий сосредоточивается на мышечной релаксации, затем — на ритмике дыхания, не вмешиваясь в естественный ритм, а только наблюдая за ним. Постепенно ученик переносит все внимание на свою умственную деятельность, стараясь стать в позицию постороннего наблюдателя и не влиять логикой или эмоциями на свои мысли. По ходу времени его умственная деятельность теряет логическую последовательность и ассоциативность. После систематических тренировок по методике Данхак Ки Гон достигается способность вызвать состояние, при котором сознание практикующего освобождено от посторонних мыслей. При этом ощущается приятное внутреннее спокойствие и уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять сознательный психический процесс с большей глубиной концентрации на реальных или абстрактных объектах.

Олег Чумак

Центр Ханкидо-Хапкидо
Украина, Днепропетровск
тел. (0562) 38-26-90
тел. моб. +38 067 700-53-97
+38 068 408-47-07